Ремонт строп в полевых условиях

С каких только площадок не приходится стартовать парапланеристам... Бывает, рванёшь в стартовой горячке купол, и... с досадой осознаёшь что старт придётся отложить. Если небольшой порыв ткани можно заклеить рипстопом (кто его с собой носит?) или даже проигнорировать (проблем не будет) то вот обрыв стропы дело критичное. С вами такого не случалось? Ничего у вас ещё всё впереди. От чего рвутся стропы. Ведь прочность стропы от 60 до 200 кг и надо со значительным усилием рвануть купол, чтобы порвать её. Аккуратный пилот так с куполом не обращается (а не аккуратные долго не живут;-). И, тем не менее обрывы стропы совсем не редкость. Прочность стропы, что обозначена в паспорте - это статичная прочность нагруженной на растяжении стропы без перегибов скручивания и сдавливания. Так стропа работает лишь в полёте, а на склоне стропы стараются зацепить всё что возможно. Острые края камней, колючие кустарники, соседние стропы (кроме того, при подготовке к старту на них нередко наступают). К примеру, если стропу перегнуть через острый край камня, то она выдержит от силы половину номинала, а если нагруженную стропу ещё и протащить через острый край камня то усилия в 10-20 кг будет достаточно. Но речь не о том, отчего они рвутся, а о том, что делать, ведь топать вниз не хочется, да и погода шепчет, друзья летают. А запасной стропы именно этой длины нет. Кстати, вы задумывались, сколько типоразмеров строп на среднестатистическом параплане? - около полусотни 8-(, вряд ли кто носит с собой комплект где каждой хотя бы по одной. Я расскажу о проверенном способе ремонта строп в полевых условиях, правда вам всё-таки понадобится кусок стропы средней прочности около метра, ножик и зажигалка. Но это более реально на склоне чем комплект запасных строп на весь купол. Что есть стропы - конечно верёвки, а верёвки можно связывать, значит мы будем вязать узлы, однако у нас есть три основных требования:
1 длина; 2 надёжность; 3 прочность.
1) ошибаться можно в пределах сантиметра (больше не стоит).
2) узел должен гарантировать невозможность самороспуска.
3) любой узел снижает прочность ("обыкновенный" или "прямой" узел аж на 60%! как раз за счёт комбинации перегибов и сжатия).

Не буду грузить знанием узлов. Матросы, за историю человечества, маясь от безделья, напридумывали их больше чем можно вообразить. Мне представляется пригодным лишь один узел - "грейпвайн". Узел 100% надёжный, однажды затянув, его невозможно развязать умышленно, не то что бы случайно, он снижает прочность стропы лишь на 20%, при его вязке, даже не прибегая к посторонней помощи можно выдержать длину стропы с погрешностью до + - 5 мм, а это допустимые производителем погрешности, он гаранитрованно позволяет связывать стропы отличные по диаметру в 2 раза.
Ну и последнее: он очень компактный и красивый.
Посмотрите внимательно на фотки.



Думаю нет нужды раписывать всё поэтапно, и так всё понятно.
Замечу лишь что этот узел является комбинацией двух узлов, связанных симметрично. А вот как сделать так чтобы длинна отремонтированной стропы была равна длинне целой, расскажу подробней.

1) Сначала нужно связать один конец оборванной стропы с куском запасной (вставкой). Обращаю внимание на то что прежде чем стянуть узел, нужно сначала стянуть (уплотнить) каждую из половинок узла, и лишь потом сдвинуть половинки. Старайтесь чтобы половинки узла были изначально как можно ближе друг к другу, в противном случае вы рискуете повредить оплётку внутри узла при протаскивании половинок.

2) Второй конец оборванной стропы свяжите со вставкой лишь одной половиной узла и слегка затяните её. Таким образом у вас будет возможность протаскивать стропу через половину узла и менять её длинну по необходимости.

3) Найдите на параплане стропу симметричную оборванной. Она будет эталоном длинны. Сравните стропы и при необходимости скорректируйте длинну ремонтируемой стропы.

4) Теперь аккуратно! Втяните (уменьшите длинну) ремонтируемой стропы на 5 - 7 мм. в зависимости от толщины. Свяжите вторую половину узла так, чтобы она была максимально приближена к первой, затяните вторую половину (уплотните). Сравните ещё раз обе стропы, отремонтированная должна быть на 5 - 7 мм. короче.

5) Теперь сдвиньте обе половины. Сравните ещё раз стропы. При некотором навыке можно добиться полной идентичности длинны.

6) Если разница допустима (не более10 мм. а лучше 5мм) то обрежте ненужные хвосты, оставляя не более 10мм. и оплавьте зажигалкой края оплётки.

7) Убедитесь что при вязке узла вы не запутали стропы, и что для эталона вы выбрали правильную стропу. Теперь ваш параплан пригоден к эксплуатации до тех пор пока у вас не будет возможности произвести замену стропы.

Давным-давно, когда у меня был лакешный "Премьер" и всего несколько метров запасной стропы, я ремонтировал стропы именно таким образом. Через четыре года жестокой эксплуатации на моём параплане было около 20ти узлов и ни один меня не подвёл. Конечно любой ремонт лётной техники должен производиться специалистом и при наличии соответствующей инструментальной базы. Однако откладывать полёт из за такой мелочи не стоит, да и людям живущим на периферии не так то просто быстро найти ближайшую мастерскую по ремонту парапланов. В этой статье я рассказал о ремонте строп с оплёткой - наиболее популярных стропах на современных парапланах. А ведь есть ещё и стропы без оплётки (компетишн), подобные стропы применяются на лебёдках и парашютах. Но об этом в другой статье.

Олег Большой

 

Сайт создан в системе uCoz